Д.Ш. Да, и они сами к этому стремятся. А в России, даже если люди не очень хорошо что-то знают, чувствуется, что у них остался какой-то стержень, что-то здоровое, нормальное. И в искусстве, и в литературе, и в области языка, и в области истории. То, что ненормально, отбрасывается. Здесь же это воспринималось бы как отсутствие культуры.
Тогда как, в принципе, я лично считаю, что в России это не отсутствие культуры, а элементарное здравоохранение, ведь у культуры есть свои заболевания. И то, что в России не удается устраивать гей-парады — это очень положительная черта. И даже если бы и устроили, то нашлись бы люди, которые с палками пошли бы против них. Не надо забывать, что эти прайды, выступления — провокация, и это ответ на провокацию. В конечном итоге, хотя формы и грубые, это здоровая реакция, которая входит в определенные нормы.
Т.Ш. Сейчас во Франции это просто беда. Они хотят даже менять юридические термины, будет уже не отец и мать, а «родитель один» и «родитель два». И, может быть, третий, четвертый. В смысле терминологии это уже страшно. А потом второй захочет быть первым, и что тут будет?
Д.Ш. Получается, что мы потеряли Россию, и сейчас потеряем Францию. Процесс идет уже двадцать лет. Это совсем не та страна, которую мы знали.
Т.Ш. Мы уважали эту страну, ее культуру, много приличного в этой стране, а сейчас это все уже разрушено. Это как самоубийство целого народа. То есть уже и неизвестно, какой это народ. Это такой процесс упадка, просто уничтожение. Но есть вера в Россию. Мы сами ничего не ждем, нам ничего не нужно, но мы волнуемся, что Россия может не выздороветь. Если фундамент не чинить, вы дом не сохраните. Мы боимся, что теряется время.
Источник: Хранители наследия: клубные беседы Под ред. А. А. Новикова-Ланского. — Москва — Париж: Aurora Expertum, 2012.