Н.Л-Р. Универсальных рецептов для коллекционирования не бывает, но можно воспользоваться советом Петра Апраксина, работавшего в Музее современного искусства в Нью-Йорке в 1964 г. Он советовал: приглядитесь к десяти-пятнадцати художникам, чьи произведения вам нравятся и доступны по цене. Когда картины одного из них станут вам не по карману, переключайтесь на другого. И так лет двадцать. Затем хоть одного-двух из ваших художников назовут гением. Тогда выбросите все остальное, оставив себе произведения гения. Еще лучше — не выбрасывать, а припрятать — вдруг еще через двадцать лет кто-то из них тоже попадет в гении.
Подтверждение подхода Апраксина я недавно прочитал в лондонской газете «Ай», хозяином которой является Александр Лебедев, бывший резидент КГБ в Лондоне. Сын русско-еврейского эмигранта Герберт Вогел скончался в 2012 г. в возрасте восьмидесяти девяти лет. Всю свою профессиональную жизнь он провел сортировщиком почты на почтамтах Манхэттена в ночную смену, а его супруга Дороти работала библиотекарем в Бруклине. В 1962 году Вогелы посетили Национальную галерею, а также и другие музеи в Вашингтоне. Непосредственное соприкосновение с живописью оставило на них сильное и неизгладимое впечатление.
Вернувшись в Нью-Йорк, они стали постепенно покупать живопись у художников, которых они встречали, и чьи работы им были по карману. Они тратили только часть зарплаты, а затем часть пенсии. За тридцать лет им удалось приобрести пять тысяч работ, включая произведения маслом, графику и современные произведения, которые пока еще не имеют определенного названия.
Они покупали только у художников, с ними торговались, а также покупали в рассрочку. У Вогелов были три основных критерия для приобретения: вещь должна была быть недорогой, размером и весом, позволяющим перевоз на метро, и чтобы могла вместиться в их односпальную квартиру. В 1992-м году они подарили свое собрание, которое тогда оценивалось в десятки миллионов долларов, Национальной галерее в Вашингтоне из-за того, что вход в нее бесплатный.