Timeless classic with today's flair
автор: КСЕНИЯ ФЕРЗЬ
Ольга Хорошилова: "Антинчные куртизанки стоят у истоков современного тренда genderless"
Историк искусства и костюма, автор книг: «Костюм и мода Российской империи. Эпоха Николая II», «Молодые и красивые. Мода 1920-х годов», «Война и мода. От Петра I до Путина» рассказала о том, как мода борделей искусила мир.
Ольга Хорошилова
Olga Khoroshilova
Какие тренды современной моды — одежда, обувь, аксессуары, прическа — черпают свои истоки в моде бордельной?
О.Х. Все зависит от того, что подразумевать под «бордельной модой». Если рассматриваем классический бордель, куда приходят мужчины для встреч с женщинами, то почти все, что видим в журналах моды и на подиумах когда-то было на вооружении куртизанок.

Чулки в сеточку, которые до сих пор кажутся многим "секси", — прямиком из культуры путан второй половины 20 века. Оттуда же умопомрачительные стилетто — настоящие орудия убийства (не самих, конечно, мужчин, но их кошельков). Кожаное нижнее белье, высокие до колен сапоги, бандажи, ошейники, кольца-утяжки и весь прочий арсенал экстремальной любви – все это уже не раз было на подиумах.

Правда, недавно случился этот скандал с Харви Вайнштейном, все узнали, что такое харассмент и поняли смысл хештега #MeToo. Мода это тоже поняла и подчинилась демократическому большинству. Раз харассмент — плохо, то нельзя выводить моделей в слишком сексуальном белье и BDSM-нарядах: женщина не должна быть объектом, тем более сексуальным.

В результате из всех подиумных гендерных тенденций победу пока одерживает самая нейтральная — в смысле гендер-нейтральная, ну или гендер-квир [genderqueer], нон-байнари [non binary] – у нее теперь масса названий. Суть одна – вещи как бы вне половых различий, и для мужчин, и для женщин. И то, что сейчас в этом контексте происходит с модой – настоящая революция. Правда, мало кто знает, что даже гендер-нейтральная тема зародилась в борделе. Дело в том, что в Древнем Риме тоги носили только мужчины, но было одно исключение: тоги имели право носить женщины-проститутки. Так куртизанки стали у истоков современного тренда genderless.
Кому из современных дизайнеров на ваш взгляд более всего импонирует бордельная эстетика?
О.Х. Она мелькает в коллекциях Тома Форда, Тома Брауна, Эрика Оуэнса, Saint-Laurent. Известными любителями бордельной эстетики остаются Донателла Версаче, Роберто Кавалли, Вивьен Вествуд, Жан-Поль Готье. Но, повторюсь, эпоха харассмента в моде завершилась в 2017 году. И в ближайшие несколько лет откровенных сексуальных эскапад, вероятно, не будет. Это прекрасно показали недавно завершившиеся показы Resort 2020 – немного кожи, пудрового розового, чуть-чуть кружева, пара-тройка корсетов у Mugler, Burberry, Louis Vuitton. Но это детский маскарад в сравнении с великолепной порнографией, царившей на подиумах в 1980-е или начале 2000-х годов.
~
~
Кто вообще был законодателем мод в самих борделях? Какая страна задавала тренд?
О.Х. Исторически главными инфлюенсерами и трендсеттерами чаще были не уличные путаны, а роскошные куртизанки с длинным списком влиятельных любовников, богатейшими гардеробами и неплохим IQ. Интеллект помогал им в любви, и они все были великие изобретательницы.

В XVI веке самые главные фэшн-куртизанки жили в Венеции. Появился особый куртизанский шик – прическа с двумя рожками, смелые штанишки, платья с декольте под грудью, открывавшим соски (куртизанки их подкрашивали хной), а еще высокие деревянные дзокколи-платформы, которые куртизанки носили, прогуливаясь по Венеции. Все это, даже штанишки, обсуждали модницы-аристократки и кое-что копировали.

В 19 веке – новая волна увлечения борделем. Куртизанки вновь в моде. Но на сей раз правят бал парижские демимонденки, дамы полусвета, любовницы императора Наполеона III, министров, директоров театров… О них пишут романы, сочиняют оперы, посвящают картины. Им верно служат известнейшие модельеры – к примеру, Чарльз Фредерик Уорт. Их особое чувство вкуса (вернее, его отсутствие), вычурность в нарядах, любовь к богатству, эпатаж – все стало модным. Светские дамы стали подражать женщинам полусвета – к примеру, прилюдно курили (раньше такое считали вульгарным, это был признак куртизанки) и даже научились кое-каким сексуальным приемам, чтобы удержать мужчин. Но все же конкурировать с великими горизонталками они не смогли.
Кто из модельеров первым осмелился флиртовать с этой эстетикой?
О.Х. Одним из первых был Чарльз Фредерик Уорт, модельер второй половины ХIХ века. Адептами его стиля были Сара Бернар и Вирджиния Ольдоини.

Но даже Роза Бертен, портниха королевы Марии Антуанетты, на излете ХVIII века придумывала платья, отделку, шляпки в стиле гризеток, то есть продажных девушек. И, кстати, она была первым модельером, попробовавшим себя в гендер-нейтральной моде: шила женские платья для одного примечательного мужчины, а именно Шарль де Бомона также известного как Шевалье д'Эон.

Среди современных модельеров самым борделеобразующим остается Жан-Поль Готье – он открыл эту тему в современной моде в начале 1980-х. Его канонические конические бра, платья-корсеты, платья-грации, его БДСМ и гей-шик – до сих пор никто не превзошел. Именно Готье открыл в моде направление порно-шик.
А кто из светских икон стиля первым примерил на себя элементы бордельного стиля и таким образом завизировал тренд, искусил свое окружение?
Одной из первых была египетская царица Клеопатра. Она вела себя как настоящая куртизанка – и в политике, и в постели. В эпоху Возрождения любительницей куртизанского шика была Лукреция Борджия, одна из самых главных модниц и, в общем, главных, политических путан той эпохи. В 19 веке куртизанский шик носили и рекламировали почти все театральные звезды – от Сары Бернар до Колетт. В 20 веке бордельный стиль – уже важная часть художественной культуры. Все актрисы им увлекались – Джозефина Бейкер, Марлен Дитрих, Лиз Тейлор, Джина Лоллобриджида, София Лорен, Анджелина Джоли, Дженнифер Лоуренс. Список бесконечен, как и сама тема бордельной моды.
Кроме викторианской эпохи какие можно отметить периоды противостояния благопристойной моды моде бордельной?
О.Х. Я вообще не считаю моду благопристойной. Помните, как моду называли в советской России? "Продажная девка империализма". Сущая правда. Мода – это натурально продажная девка. И она всегда такой была. Она продавалась императорам, королям и маршалам, а теперь — продюсерам, редакторам глянца, целым fashion-корпорациям. Она не видит границ, ей плевать на законы и моральные нормы. Пока идет война, мода примеряет то, что носит враг. Она опасная ветреная либералка. Возможно, по этой причине, у России с модой до сих пор проблемы.
Это тоже интересно!