Timeless classic with today's flair
автор: виктория козаева
Екатерина Вишневская о художниках, частных коллекциях и будущем современного искусства
Искусствовед, арт-дилер и куратор выставок в России и за рубежом рассказывает о том, чем коллекционер искусства отличается от арт-инвестора и о том, какими методами современный художник добивается признания.
Екатерина Вишневская
Ekaterina Vishnevskaya

Кто такой современный художник с точки зрения искусствоведа и арт-куратора? Чем он живет, чем вдохновляется и для кого создает?
Е.В. Для ответа на этот вопрос необходимо понимание того, кто же такой куратор. Куратор — это человек, который придумывает и реализует концепцию, подбирая для этого художников. Куратор создаёт все — от идеи до развески полотен на стенах. Куратор формирует мнение зрителя, донося до него определённые смыслы. Арт-куратор – дирижер хора, в который приглашены только солисты. При этом каждый художник — заменяемый элемент.

Если говорить о том, кто же такой современный художник, то вот несколько противоречий:
Современный художник, как выяснилось, зачастую не имеет художественного образования. Однако современный художник обязан иметь художественное образование. Художник обязан иметь много денег и думать о том чтобы хорошо продаваться. Однако он никогда не должен думать о деньгах и создавать не думая о продажах. Такой парадоксальный психотип.

Чем художник живет и для кого создаёт? Практически любой художник социален: он живет в обществе и творит о том, чем живет общество. Если общество деградирует, то же самое ждёт и художника. И наоборот.
Чтобы стать арт-куратором, необходимо получить соответствующее образование. А нужны ли особые компетенции человеку, который намерен собрать частную коллекцию?
Е.В. Что делает коллекционера выдающимся? Его способность выбрать уникальное произведение искусства из миллионов других произведений, которые уже существуют, и объединить его с другими творениями таким образом, чтобы умножить или внести свой вклад в понимание этого искусства. На мой взгляд, существуют определённые аспекты, которые необходимы для успешного составления коллекции.

Во-первых, это верность своим вкусам, способность тщательно и обдуманно изучать, оценивать и приобретать те произведения искусства, которые пришлись по душе. Давно наблюдаю за тем, как многие молодые частные коллекции пополняются обязательно Пикассо или Дали, потому что так модно, и это признак «серьезной коллекции». Как итог мы получаем подбор художников по списку и желание быть в тренде. Но коллекционирование (не путать с инвестированием в искусство) — оно про страсть и вдохновение. Когда коллекционер игнорирует собственные желания в пользу господствующих вкусов, коллекции становятся стандартизированными и совершенно непримечательными. Тем самым они снижают свою культурную значимость и авторскую ценность.

Во-вторых, организация коллекции. Важно умение подобрать произведения и представить их в ансамбле, в контурах единой концепции. Важен осознанный план приобретения произведений искусства на продолжительной основе, соотнесение каждого предмета коллекции друг с другом.

И, наконец, теоретическая база. Не менее важно понимание и изучение того искусства, которое вы собираете. Необходимо постоянно повышать свою экспертизу, обучаться, общаться с профессионалами. Но знания и самообразование не должны состоять лишь из изучения истории искусства. Принцип работы арт-рынка, актуальные новости торгов и тенденции биеннале — все это то, в чем хороший коллекционер ориентируется.
~
Екатерина Вишневская
Для формирования искусства в любой стране очень важно существование такой части населения, как аристократия, которая традиционно выступала заказчиком искусства и чья протекция помогала деятелям культуры создавать.
~
Чем практически и концептуально отличается коллекционирование искусства от инвестирования в него? Что из этого более востребовано в России?
Е.В. Коллекционирование искусства и инвестирование в него имеют как общие черты, так и отличия. Коллекционирование прежде всего про эстетику, удовольствие от покупки, обладания и дальнейшего наслаждения от наблюдения за предметом искусства. Во все времена люди желали окружать себя красивыми, редкими, желанными и недоступными для других вещами.

Явление намеренного инвестирования в искусство появилось намного позже. В отличие от коллекционеров, инвесторы могут не приобретать для себя отдельно взятые произведения, а вкладываться в арт-рынок через специальные фонды и становиться обладателем скульптуры или картины совместно с другими собственниками. В России попытки создания подобных фондов не получили признания. Это объясняется тем, что в период попыток образования арт-рынка в нашей стране в 1990-2000 годах у людей, долгие годы живших в СССР, возникла потребность чувствовать себя единоличными владельцами. В свою очередь, в странах Запада подобную практику общего владения предметами искусства предоставляют преимущественно фонды в составе компании The Art Fund Association.

Инвестирование в искусство более рискованно. И риски специфические. К ним можно отнести то, что состояние объекта может измениться, если вовремя не будет проведена реставрация; что неправильные условия хранения исказят вид объекта; что изменится тренд арт-рынка. Все это может негативно сказаться на стоимости объекта при продаже. И повлиять на эти снижения владелец уже вряд ли сможет. Также велик риск вовремя не квалифицировать подделку. В экономической плоскости арт-мира почти отсутствуют гарантии.

Стоит отметить еще одно важное различие между инвесторами и коллекционерами. Инвесторы обычно вкладываются в новые имена с расчетом на то, что когда-нибудь те станут продаваемыми и актуальными. Но мало какой инвестор будет ждать десятилетиями в ожидании звездного часа художника. Большинство ориентируются на быстрый результат.

Интересным отличием инвестора от коллекционера также является опора на мнение искусствоведов и арт-консультантов при покупке произведений искусства. Если коллекционер может прислушаться к мнению специалиста, но с большей вероятностью будет опираться на собственные предпочтения, — то инвестирующий в искусство практически никогда не примет своё решение без помощи сторонних специалистов.
Вы помогаете пополнять коллекции и организовывать выставки в России и за рубежом — в частности, в Израиле. Как отличается восприятие искусства и его ценности в жизни нашими соотечественниками и иностранцами?
Е.В. Восприятие искусства в тех или иных странах напрямую зависит от того, создавалось ли оно в этих странах. Под искусством я имею в виду нечто, созданное под влиянием культурно образованной части населения. Для формирования искусства в любой стране очень важно существование такой части населения, как аристократия, которая традиционно выступала заказчиком искусства и чья протекция помогала деятелям культуры создавать.

В качестве примера вспомним прекрасную Италию и времена, когда она ещё состояла из множества маленьких герцогств. Сколько правителей и меценатов, покровительствующих художникам, поэтам, скульпторам и архитекторам! Они подарили нам эпоху Возрождения, шедеврами и тайнами которой мы наслаждаемся по сей день. А бывшая Британская Империя, где аристократия и сегодня имеет своё влияние, например, подарила нам прерафаэлитов. В Российской Империи развитие «школ» проходило под покровительством императорской семьи. Подобное вековое строение общества создаёт тот самый культурный код, который тянется из поколения в поколение. Поэтому и сейчас, анализируя публику разных стран вовлечённых в мир искусства, мы можем видеть разницу в восприятии и способности ценить его.
Как сегодня оценивают популярность искусства и из чего формируются цены на работы современных художников?
Е.В. Очень хотелось бы сказать, что критериями являются талант, усердие, развитие своего мастерства и многое другое. Но, к сожалению, ответ на вопрос — деньги. Самый важный фактор веса того или иного художника на арт-рынке — это финансовые вложения в развитие его бренда. Из известных технологий – намеренная покупка и дальнейшая перепродажа произведений искусства на аукционах, искусственное создание ажиотажа. Наиболее ярко актуальную картину отражают слова Габриэля Лауба: «У него есть талант продавать талант, которого у него нет». Также не могу не отметить развитие популярности художников в социальных сетях, которым вышеупомянутые методы продвижения также относятся.
Какое ежегодное арт-событие в России вы считаете наиболее значимым?
Е.В. Я каждый день с нетерпением жду открытия Российского Антикварного Салона в Москве. Каждое их мероприятие для меня — особый повод для приезда в столицу. Ведущие антикварные галереи страны и частные собрания демонстрируют зрителям прекрасно подобранные предметы декоративно-прикладного и изобразительного искусства, которые не могут не произвести впечатление. Никогда не могу уехать без покупки!

За последнее время приятно радует расширение программы лектория «1703» с выступлениями кураторов, галеристов и арт-менеджеров, которые рассказывают о различных аспектах рынка искусства, современных технологиях и медиа. Мне кажется, эта инициатива благоприятно скажется на развитии культуры коллекционирования в нашей стране.
~
Екатерина Вишневская
Если революционный двадцатый век мы скорее рассматриваем как переворот устоявшихся до этого представлений о красоте, то сейчас все больше поражает содержание и ужасает форма.
Чего, на ваш взгляд, не хватает искусству в России?
Е.В. Нам катастрофически не хватает образования и культуры зрителей и потребителей искусства. В связи с чем, несмотря на все попытки, в стране не сформировано понимание того, что искусство необходимо покупать. Нам необходимы коллекционеры, которые как раз и будут приобретать произведения искусства, тем самым помогая рынку функционировать и развиваться, а после — создавать на основании своих коллекций музеи, как это происходило в лучшие времена. Ведь именно эти коллекции отражают эпоху.

Не хватает финансовых инвестиций, которые, по сравнению с инвестициями на Западе — на который мы все ещё ориентируемся при всех громких лозунгах о нашей самостоятельности — просто смешны. Не хватает образования художникам. Любой человек при грамотном продвижении и помощи куратора может наречь себя художником. Но говорит ли это о таланте и развитых навыках?

Большая проблема в том, что нет качественной поддержки художников. Почему по-настоящему подающие надежду творцы уезжают и реализовываются в других странах? Почему о тех, кто действительно уникален и заслуживает внимания, никто не знает? То российское искусство, о котором так любят писать: «вновь покорившие запад», «феноменальная стоимость зафиксирована на торгах…» — это не российское искусство. Это имперское искусство, возникшее, когда художники путешествовали и обучались в других странах. Это советское искусство, отличающееся прекрасными школами. Но о современном российском искусстве знают, увы, очень мало.
Как влияют технологии, социальные и политические процессы на арт-индустрию изнутри с одной стороны, и на востребованность искусства в обществе — с другой? Можно ли сказать, что в искусстве формируются новые смыслы или оно, напротив, упрощается?
Е.В. С одной стороны, стало проще заявить о себе. Если у тебя есть смартфон и выход в интернет — у тебя уже есть возможность быть увиденным миллионами людей. Но не все, что презентовано как искусство, им является. Несмотря на все многообразие различных актуальных и модных форм и видений, создаётся впечатление, что создание прекрасного закончилось. Это не плохо и не хорошо. Просто по-другому. Если революционный двадцатый век мы скорее рассматриваем как переворот устоявшихся до этого представлений о красоте, то сейчас все больше поражает содержание и ужасает форма. Все чаще неприемлемое подаётся нам как норма. Сейчас мы наблюдаем эпоху антикрасоты. Возможно ли, что искусство умерло, а на замену ему пришло нечто совершенно новое, что нам только предстоит понять и изучить?
Это тоже интересно!