А.Г. Да, это очень интересный проект, над которым я сейчас работаю. В тот год у меня были очень короткие Рождественские каникулы: я начал работать над садом в Этрета в Нормандии. На зимний отдых я мог выделить максимум 5 дней, а Новый год я тогда встречал в Париже.
Очень хотелось в тепло, потому что весь ноябрь и декабрь прошли в работе под холодным, проливным дождём. Впрочем, далеко из Европы уезжать не хотелось, а ближайший островок тепла оказался на Мадейре. Мои друзья, которые там бывали, говорили, что там чудесно. Так я уехал туда на пять дней.
Это, действительно, какой-то необыкновенный райский остров, на котором всегда весна, просто круглый год. Когда я увидел растения, которые цветут одновременно и в одной клумбе — гладиолусы и тюльпаны, или яблоня, стоящая в цвету, когда персик уже плодоносит, -- это меня вдохновило. При этом там есть зоны и с тропическими растениями. И каждое растение решает само по себе, когда у него весна, когда лето, а когда осень. Меня это сразило! Я такого никогда не видел!
Оказалось, что там нет выдающихся достопримечательностей, кроме садов: ботанического, тропического, сада орхидей и т.д. Я ездил с экскурсией по острову и оказался на утёсе Кабо-Жирао — самом высоком утёсе в Европе и втором в мире по величине после Гавайского. Туда приезжают люди, чтобы посмотреть вниз с этой скалы, с которой открывается удивительное зрелище.
Когда мы приехали, был пасмурный день. В вышине над утёсом остановилось облако и получилось, что оно прямо заплывало над садом. А место было очень похоже по энергетике на Этрета: тоже высокий утёс с видом океан и точно так же, как в Этрета, часовня Богородицы. Необыкновенный постмодернизм. И тогда у меня вырвалось: «Вот тут надо построить «Сад облаков», прямо на этом месте».
В этот момент облако опустилось на эвкалиптовый лес… и этот запах, он обволакивал. Буквально через пару минут на эвкалипте показалась прибитая деревянная табличка, на которой от руки было написано по-португальски, что собственность продаётся.
Оказалось, что продаётся весь участок. Он принадлежал жителям соседней деревушки — всем. Какой-то бывший землевладелец, покинувший в смутные времена Португалию и уехавший в Бразилию, после смерти оставил эту территорию в наследство всем жителям деревни. Каждый из них владел разными кусками земли, и мы никак не могли договориться, кто что продаст. Мы поставили условие: либо всё продавайте, либо ничего. В итоге всё получилось, и было решено построить там «Сад облаков», как мне изначально и хотелось.
Когда приступили к разработке концепции, выяснилось, что всё не так просто и для строительства сада необходимо получить разрешение. В итоге, все удалось, а «Сад облаков» вместе с арт-центром спроектировал немецкий архитектор Томас Шнайдер.
Идея самого сада была продиктована рельефом и формой участка: он очень длинный и узкий, раскинулся на очень большом уклоне и состоит из двух частей, разделенных проезжей дорогой. В итоге «Сад облаков» получился несколько библейской историей.
Он символизирует человеческую жизнь: сначала посетитель попадает в детство, т.е. в сад, его олицетворяющий, потом — в юность (это будет сад кактусов, саккулентов, как аллегория переходного возраста), потом — в романтический период, любовь (романтический пруд, водопад в корнях орхидей и фикусов, спускающихся с неба), затем — в зрелость, кризис среднего возраста (лабиринт в кронах эвкалиптовых деревьев), потом — старость. А дальше нужно будет пройтись по верхней аллее обратно в сторону арт-центра, который находится над главным садом, и посмотреть на всю эту жизнь сверху, зайти в арт-центр или пройтись по его крышам, или на лифте внутри здания подняться на мост, который ведёт в «Сад облаков».
«Сад облаков» — это образ рая, а арт-центр — это дорога в рай.
Архитектура арт-центра напоминает змея, спускающегося с горы в сад. Изначально мы даже не договаривались с архитектором, нужно было просто очень быстро придумать концепцию проекта, а в итоги наши идеи совпали. Здание Томаса Шнайдера идеально вписалось в нашу концепцию.