Timeless classic with today's flair
автор: КСЕНИЯ ФЕРЗЬ
Ювелир Петр Аксенов о русском стиле жизни и свободе от моды
Призвание ювелира нашло Петра Аксенова в работе над авторской фото-выставкой "Русские сказки". Будучи арт-директором проекта он искал и нашел и современных царевен, и платья с узорами, и дворцовые интерьеры... все, кроме серег, колец и ожерелий в самобытном русском стиле. Тогда Петр решил создать их сам. Так сказочно было положено начало истории российского ювелирного дома Axenoff.
Петр Аксенов
Peter Axenoff
Вас называют апологетом русского имперского стиля. Судя по всему он пронизывает не только ювелирное искусство, но и ваш быт. Расскажите, на чем основана такая эстетическая позиция, произошла ли она в ходе трансформации или же вас в ней воспитали?
П.А. В моей семье действительно большое внимание уделяли культуре, религии, уважению к истории России. Своего отца я бы охарактеризовал как представителя творческой, богемной среды, маму - как адепта православно-монархической идеологии. Стремление к внешней красоте, русскому стилю, любовь с детства гулять по усадьбам, ездить на каникулы в Петербург (а не на море) - это все мои естественные предпочтения. Матушка прививала мне интерес к культурно-историческому наследию России, но сама дивилась моему вниманию к деталям и любви собирать фарфоровые чашки, старинные вещи, любоваться столовой сервировкой.
К какому фрагменту детства вы возвращаетесь, когда анализируете истоки своего вкуса?
П.А. Моя мама - художник-декоратор - приносила домой макеты театральных постановок: все эти стульчики, интерьеры спектакля "Горе от ума" или интерьеры готического замка из "Ромео и Джульетты"... То есть это были мои игрушки! Мы не ходили за ними в детский мир - детский мир доставался мне от театра. То есть с одной стороны многое заложено родителями, но даже сами родители удивлялись, откуда у меня такая тяга к красоте прошлого, а не как у других детей - к машинкам, конструкторам и пожарному крану.
Петр Аксенов
Мне свойствен перфекционизм: я никогда не буду делать что-то "а-ля", моя философия - победи или умри.
Вы часто обращаетесь к цитированию русской литературы. Какое произведение произвело на вас первое сильное впечатление?
П.А. Роман "Евгений Онегин", который я прочитал в 12 лет, поразил меня бытописанием всей этой красоты русской - и деревенской, и городской - света, роскоши, театра, балов, вечерних туалетов, охоты, запаха яств, простоты сельской загородной жизни, любви к праздникам - вспомните именины Татьяны... Словом, все, как должно быть в России!

По тому, что я черпаю из книг, на какие детали обращаю внимание, я понимаю, по какому признаку различаются люди. Ведь, наверное, не каждый замедляется на фрагменте описания калача с маслом и свежего молока за завтраком в "Анне Карениной"? И тот, кто способен чувствовать через текст их вкус, - тот способен получить наслаждение от простых радостей и тот по-настоящему любит жизнь.

В этом образе мышления я вижу проявление аристократизма. Почему даже Мария Антуанетта после подаренного ей Трианона, завела ферму, на которой она сама выращивала цветы, разводила кур, всех поила молоком... Потому что это та красота жизни, без которой салонная жизнь покажется пустой. В дворянских кругах России был широкий спектр увлечений и удовольствий: зимой посещать театры и балы в имперском Петербурге, весной отдыхать на водах в Европе, лето проводить в русской деревне. Несмотря на то, что в России суровая природа, у нас все равно во всем чувствуется дородство и желание глубоко дышать. Я очень горжусь тем, что я русский.

Литературный якорь моего национального самосознания - безусловно "Дворянское гнездо" Тургенева, "Война и мир" Толстого, лирика Сергея Есенина, "Лето Господне" Шмелева, религиозная философия романов Достоевского; Булгаков, Лесков...
На фоне ностальгии по дореволюционному прошлому многие пытаются реконструировать ту эпоху, но, как правило, оказываются в столетнем тупике и не идут дальше маскарада с зачастую ложными интерпретациями. Каково ваше мнение о современных балах?
П.А. Я видел балы, которые устраивают Российское и Московское Дворянское Общество, был на западных балах - "Петрушка", "Война и Мир"... И на мой взгляд проблемы есть даже у бала Tatler, который, казалось бы, не претендует на соблюдение классических канонов. Проблема в непонимании того, что у любого бала должен быть арт-директор, должен соблюдаться определенным образом дресс-код.

Я никогда не видел ни на одном балу - кроме тех, которые устраивал я сам, полностью соблюденного дресс-кода. Очевидно, организаторы бала не могут проконтролировать каждого, а может быть и не ставят перед собой этой задачи; они не объединяют туалеты гостей каким-то цветом или каким-то настроением, что печально. Так как балы проводятся не каждый день, как раньше в России, и это стоит не на потоке - к этому следует очень тщательно готовиться, все проверять.

На каких-то других балах празднество превращается чуть ли не в спортивные состязания. Например, на Венском Балу, где повторяют один и тот же вальс сорок раз. И непонятно, кому это интересно: сейчас уже не та эпоха, в которой люди получают настоящее удовольствие от того, что они сами танцуют.
Петр Аксенов
А те женщины, о которых мы читаем, что она была одета по последней моде, они всегда немного проигрывают, остаются в тени и... они несчастны.
Не секрет, что вы даете закрытые клиентские балы в сценарии которых апеллируете к истории дворянской России. Как вам удается соблюсти баланс прошлого и современности в концепции бала?
П.А. Я с детства люблю праздники. И даже домашние ужины или собственные именины я устраиваю в определенном стиле, уделяя внимание реквизиту, тщательному отбору самого лучшего: чтобы был и хрусталь, который необходим, и виноград такого размера, который нужен. Если и делать что-то, то делать это безупречно! Я советовался со строгими моралистами - их мнением о театральности; с философами, которые в большинстве своем материализм презирают. Мне свойствен перфекционизм: я никогда не буду делать что-то "а-ля", моя философия - победи или умри.

На балах я во-первых соединяю профессиональных танцоров с гостями: кто-то разучивает танец, кто-то впервые пытается танцевать. Но больше одного полонеза, трех вальсов и может быть еще одного произвольного танца не надо - это перегружает людей. Нужно чувствовать эпоху, истинные желания своих гостей. Лучше всего это получается у англичан. На их мероприятиях существует с одной стороны церемониальность - очень правильная и привлекательная, а с другой стороны они не стараются возродить традиции 18 века.

Во вторых я тщательно отслеживаю дресс-код и принимаю участие в создании туалетов своих гостей. Отдельно с каждым гостем, который подтверждает свое присутствие, мы формируем образ: заранее отправляем эскиз костюма, предоставляем дизайнера, который сможет спроектрировать его и его сшить.
То есть в итоге получается спланированная импровизация?
П.А. Да, некоторым кажется, что это легко, что это "творческий процесс", что в нем нет места отчаянию. А порой приходится втыкать себе вилку в ладонь под столом, продолжая беспечно улыбаться. В творчестве часто сопровождают творческие муки.
Поделитесь лайфхаками с теми, кто хочет сегодня выглядеть не как английский денди, а как русский барин!
П.А. Успешность любого образа во-первых в аккуратности. Я изучал русский образ по живописи, портретам, усадьбам, старинным фотографиям, кино. Это потребовало времени, потому что живых примеров не так много. В русском образе всегда присутствует дородность. Русский барин где-то более естественен, но и более буржуазен, шикарен. Как у Кустодиева он написан уверенными мазками, он всегда ярок и свеж. Если английский денди уделяет внимание безупречному крою, собранности и строгости, то в образе русского барина есть место меху, бархату, золотому шитью, красным оттенкам, нарочитости даже в аксессуарах. Образ русского барина более колоритный, в нем видна добротность и размах.

Я бы порекомендовал с пиететом относиться к любому дресс-коду. Например в опере - храме искусства - я никогда не одеваюсь проще, чем в костюм (это может быть костюм-тройка) с галстуком или бабочкой, а на премьеру считаю своим долгом явиться в смокинге.
А что касается образа жизни? Без каких традиций вы не мыслите своего дня и года?
П.А. Я люблю все православные праздники, как в "Лете Господнем" - Пасха, Яблочный Спас, Рождество, именины... Все детали этих праздников мне очень дороги. Из детства помню, как мы ходили в Храм святить к Пасхе яства в корзине с белым рушником. Для меня эти тонкости очень важны. Сегодня многое упраздняется, а я все-таки люблю немного усложнить, украсить жить такими вещами.

А если говорить про рутинную жизнь, то я, конечно, не мыслю своего быта без чтения, без спорта и без посещения Храма. Мне необходимо читать литературу: философскую религиозную, историческую - любую. То есть я стараюсь себя наполнять. А спорт помогает мне разгрузиться от проблем. Это могут быть разные виды спорта - бег, теннис. В прошлом году я занимался грузинскими танцами - лезгинку танцевал. Мой досуг - это Большой Театр. Очень люблю оперу и балет, драматический театр нравится мне чуть меньше.

Мне близок образ столбового дворянина, который в своем уезде, не испытывая недостатка в свободном времени, продолжает заниматься творчеством и самосовершенствованием.
И, наконец, расскажите о своих принципах, кредо. Назовите три главных своих правила, которые вы бы не осмелились попрать.
П.А. Никогда не забывать о том, что русский человек - это православный человек. Как сказал Федор Михайлович Достоевский: "Русский человек без Бога — дрянь, а не человек". Второй принцип - если ты хочешь что-то кому-то доказать или объяснить либо ты не согласен с этим человеком в его позиции или поведении, то важно показать обратную точку зрения собственным примером, а не осуждением и нравоучениями. Третий принцип - любое дело, которое ты делаешь - рисуешь эскиз нового кольца, покупаешь цветы домой или готовишь обед - все делать любовью и самоотдачей.
~
~
Какие личности на вас повлияли?
П.А. Большую роль сыграл старец Отец Иоанн Крестьянкин и посещение с детства Псково-Печерского монастыря, который хранил в себе традиции как духовные, так и культурные: старинные иконы, антикварную мебель у монахов в кельях, атмосферу той России, которую мы потеряли, ее православный дух. Сегодняшней церкви свойственна формализация. Раньше, когда читалось Евангелие на улице, то Батюшка старался на каждую бабушкину, на каждую детскую головку это Евангелие опустить. И все подходили, это считалось особой благодатью, что тебя коснется Святое Писание. Сейчас батюшек, которые знают такие традиции уже очень мало.

В моем списке наставников, чьим современником мне не пришлось быть, русский полководец граф Александр Васильевич Суворов, русский оперный и камерный певец Федор Иванович Шаляпин, русский живописец Андрей Петрович Рябушкин, русский поэт Сергей Александрович Есенин, русский царь Николай II и его дядя великий князь Владимир Александрович Романов - председатель академии художеств Санкт Петербурга.

Из своих современников я бы хотел выделить епископа Серафима Амельченкова, фотографа Чарльза Томпсона, историка Эдварда Радзинского и директора московского бутика Сartier - Татьяну Торчилину, которая во многом повлияла на мою компетентность по части устроения светских приемов.
Петр Аксенов
Даже студенты могли позволить себе изделия ювелирного дома Фаберже на свою скромную стипендию
Кто сегодня роль-модель ювелирного бренда Axenoff?
П.А. Александра Толстая - муза, одна из тех, кто соответствует настроению бренда. Я никогда не думал, что найду русскую принцессу, которая смогла бы транслировать наше прокультурное днк, но встретившись с ней в Лондоне, заметил, что в глазах английских аристократок не померкла слава русской аристократии в лице Александры Толстой - к ней относятся с большой любовью и уважением. По моим наблюдениям даже такие солидные дамы как Ирина Абрамович не вызывают у родовитых англичан такого интереса. То есть интерес есть или к художественной русской среде или к аристократической.

В качестве амбассадоров бренда я бы хотел видеть сестер Форте - Ирэн и Лидию - итальянских аристократок, живущих в Лондоне - владелиц отелей Roco Forte. Безусловно, я адресую украшения всем балеринам, примам балета.
Известно, что вы делали украшения для сериала "Война и Мир" на BBC. Расскажите о своем опыте работы с британским кинематографом. Насколько вас удовлетворила эта историческая экранизация?
П.А. Конечно человек высокой духовной культуры скорее всего раскритикует этот фильм за то, что он не соответствует идейной глубине Толстого. Я согласен с тем, что не все сделано так глубоко и живописно как в книге, но на лицо мы видим большую и качественную работу, сделанную с любовью к России. Они не хотели сделать клюкву в стиле "Анны Карениной" с Кирой Найтли. Может быть современные лица британцев не совсем точно цитируют дворянские лица России 19 века, но английская школа настолько хорошо заставляет их играть, что первую серию смотришь с вопросом, вторую - без вопроса, а третью смотришь уже точно зная, что будешь смотреть и четвертую, и пятую, и шестую.

Мне было очень интересно поработать в такой профессиональной команде. На данный момент русский кинематограф не сравниться с британским по точности организации, по отношению к делу актеров, по отношению друг к другу людей на съемочной площадке. Все имеют свое место, все проходит как по часам, без запинки без задоринки. Такой работы в команде я не видел вообще нигде.
Петр Аксенов
Чего мы точно не станем делать - это переходить в класс бижутерии.
По такому послужному списку - балам, большому кино - можно решить, что украшения ювелирного дома Axenoff - для небожителей! Но в чем секрет того, что вас так любят в Америке?
П.А. Мы стали уходить от бальной концепции, ощущения того, что украшения можно носить только на торжественный раут. Мои украшения для человека свободного, смелого, уверенного в себе, который в первую очередь думает о красоте изделия, а не о самоутверждении с помощью бренда, что, кстати, свойственно русским покупателям и давно не свойственно американским.

От бренд-зависимости русской женщине самое время освобождаться. Озабоченность модой, сумкой и туфлями "лучше, чем у подруги" не дает ей свободно дышать, в рефлексии "то ли на мне надето" она теряет энергию и как следствие теряет достоинство. Все самые красивые и властные женщины русской истории и литературы, конечно, были в теме моды, но они могли ее нарушить и в конце-концов могли самостоятельно ее создавать. А те женщины, о которых мы читаем, что она была одета по последней моде, они всегда немного проигрывают, остаются в тени и... они несчастны.
То есть листы раздела must have смело вырываем из Vogue! А на какую динамику ориентируется ваш бренд, если он стоит особняком от трендов?
П.А. Мне импонирует структура выпуска коллекций бренда Ralph Lauren, который покрывает потребности нескольких аудиторий: бренд предлагает и классику, и винтаж, и элегантную повседневность, и вечерние наряды. Мы за возможность создавать ювелирные украшения для разных случаев и разных поводов, не изменяя днк бренда.

Еще один образец ювелирного дела - дом Фаберже, который изготавливал не только драгоценные яйца для императорской фамилии, но предлагал изделия и для купцов-мещан, для дворян средней руки. И даже студенты могли позволить себе изделия ювелирного дома Фаберже на свою скромную стипендию.
Мы хотим стать шире, удивлять и радовать не только светское буржуазное общество России, которое благодаря лекциям и балам, которые мы устраиваем, хочет быть причастным к ювелирному дому Axenoff. Например, запускается ювелирная детская линия с первыми сережками; с пасхальными ожерельями, на которое каждый год вы нанизываете кулоны из миниатюрных пасхальных яичек. Есть свадебная линия с возможностью изготовлять венцы на заказ и брать их в аренду. Готовится к запуску молодежная линия.
Преследуя цель универсализации не опасаетесь ли вы утратить свою самобытность?
П.А. Я не думаю, что в этой универсальности мы потеряем свою эксклюзивность. Мы продолжим работать в русском стиле, обращаться к мотивам имперской России, нo предложим более лаконичную и простую для понимания форму. Чего мы точно не станем делать - это переходить в класс бижутерии.
Главный принцип ювелирного дома Axenoff - благородные металлы, драгоценные и полудрагоценные камни, которые позволяют изделиям оставаться в категории ювелирных и вместе с тем предлагают завидную доступность: в коллекции можно найти повседневные украшения стоимостью от 25 000 до 50 000 рублей; а эксклюзивная продукция - крупные украшения на голову или сложные броши могут варьироваться от 100 000 до 150 000 рублей.
Это тоже интересно!